Четверг, Ноябрь 21

Жители южных портов перестанут дышать серными выхлопами от танкеров

С 1 января 2020 года вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO), согласно которым содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Соответственно, будет значительно снижено содержание вредных веществ в выхлопных газах судовых двигателей, а запах газов на пляжах портовых южных городов, как ожидается, исчезнет вовсе.

В первую очередь нововведений ожидают жители побережья рядом с Новороссийском и Туапсе. Так, например, недавно жители поселка Южная Озереевка под Новороссийском, жаловались на доносящийся с моря неприятных запах, возникающий при загрузке танкеров.

Проблемы с выбросами с судов нефти, отходов и в том числе выхлопных инертных газов практически решены в рамках Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL 73/78). Требования МАРПОЛ в отношении содержания воздушной среды вынесены отдельным документом (Приложение VI — Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов).

Оно вступило в силу 19 мая 2005 года. Поводом для его принятия стала борьба с озоноразрушающими фреонами, позже к ним добавились окислы азота, окислы серы и твердые частицы, летучие органические соединения.

Вследствие роста международных морских перевозок выбросы судов стали значимым фактором загрязнения атмосферы. Объём выбросов судов составляет от 2 до 3 процентов от общего объёма выбросов парниковых газов в мире, и до 4,5% углекислого газа, основной причины глобального потепления. Американские ученые даже выяснили, что над районами интенсивного морского судоходства частота образования молний в два раза выше, чем обычно.

Источник неприятного запаха, долетающего до пляжей Озереевки, − балластный газ из нефтяных танков танкеров. При погрузке нефти танки в целях безопасности должны быть заполнены «инертным газом», не содержащим кислород. На практике танкеры используют для заполнения танков выхлопы судовых двигателей. При заполнении танков нефтью этот газ вытесняется прямо в атмосферу. Выхлопные газы трехэтажных судовых двигателей содержат значительно больше загрязнений, чем выхлопы автомобилей, так как работают на мазуте или чистой нефти с большим содержанием серы. На сегодня допустимое содержание серы в судовом топливе 3,5%, тогда как в дизеле Евро 5 серы не более 0,001%.

Проблема неприятных выхлопов танкеров беспокоит не только жителей южных портов России. В 2009 году в Калифорнии был принят закон, обязывающий суда переходить на расстоянии 24 миль от берега на низкосернистое горючее и снижать скорость.

С 1 января 2020 года вступают в силу новые требования IMO, согласно которым содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Соответственно, будет значительно снижено содержание вредных веществ в выхлопных газах судовых двигателей, а неприятный запах на новороссийских пляжах, как ожидается, исчезнет вовсе.

В мае 2010-го года были проведены исследования выбросов контейнерного судна компании MaerskLine, MargretheMaersk использующем низкосернистое топливо. Уровень диоксида серы в выбросах судна упал больше, чем ожидалось, − на 91%, с 49 грамм на килограмм израсходованного топлива до 4,3 г/кг. Загрязнение воздуха жёсткими частицами, вызываемое, например, выбросами SO2, уменьшилось на 90% − с 3,77 г выбросов на килограмм горючего до 0,39 г/кг. Совсем нежданно обнаружилось, что уровень технического углерода уменьшился на 41%.

Переход на низкосернистое топливо был предложен еще 2008 году. В 2016 году была установлена планируемая дата перехода в 2020 году, в ноябре 2017 года эту дату утвердил IMO.

Изменения в содержании серы серьезно затронут рынок морских перевозок и рынок нефтепереработки. Последние годы стандартное флотское топливо (ФТ) содержало около 2,45% серы. Прожорливые двигатели танкеров питали самым дешевым мазутом из самой дешевой сернистой нефти.

Внедрение требований IMO приведет к существенному росту эксплуатационных расходов, считают аналитики. С учетом действующей разницы в стоимости высоко- и низкосернистого судового топлива, затраты на его покупку с 1 января 2020 г. возрастут на $6–20 тыс. в сутки в зависимости от класса судна.

Серьезные проблемы ожидаются для рынка нефти и нефтепереработки, так как 2/3 нефтедобычи в мире приходятся на нефть с содержанием серы более 0,5%. Часть НПЗ уже перешла на выпуск низкосернистого ФТ, руководство других заявило, что их модернизация с целью выпуска ФТ с содержанием серы 0,5% экономически не выгодна.

Нефтепереработчикам придется резко увеличить мощности по обессереванию нефти, а владельцы судов начнут предъявлять ранее отсутствующий спрос на дизельное топливо и мазут с низким содержанием серы. Спрос на эти продукты повысится, по оценкам, на 1,6 млн баррелей в сутки, что потенциально может вызвать резкий рост их стоимости.

Но жителям побережья, соседствующим с крупными портами, решение IMO принесет большую пользу.

У России мало побережья вдоль теплых морей, каждый метр здесь ценен как потенциальный уголок для отдыха северян после долгой зимы. На карте видно, что от Анапы до Новороссийска и далее на юг идут сплошные пляжи.

Андрей Черкасов

24 октября 2019 г.